Ассоциация пользователей стандартов
по информационной безопасности АБИСС

О новых трендах мошенничества с банковскими картами

21.05.2018

2018-05-22_1.jpgЗаместитель начальника управления главного управления безопасности и защиты Банка России Артём Сычёв в рамках проекта «Финансовая среда» в Москве прочитал лекцию «Как вас ограбит ваш чайник: основы финансовой безопасности в современном мире».

По словам представителя регулятора, ситуация с мошенничеством с банковскими картами в России выглядит противоречиво. С одной стороны, налицо тренд на снижение объёмов операций несанкционированных операций с использованием платёжных карт. Так, если в 2015 году ущерб от таких операций составил 1,15 млрд рублей, в 2016 году - 1,08 млрд рублей, то уже в прошлом году составил 0,96 млрд рублей. Тем не менее, количество операций продолжает расти. В том же 2015 году в стране было совершено 260 тысяч мошеннических операций, в 2016 году - 296 тысяч операций, а в прошлом году - уже 317 тысяч операций. "Это говорит о том, что банки и МВД научились работать с такими преступлениями. Но пусть снижение суммы ущерба не вводит вас в заблуждение — количество незаконных операций, к сожалению, растёт", - обратил внимание Сычев.

Несколько лет назад самым распространённым способом «сравнительно честного отъёма денег» у населения были звонки или смс-сообщения с просьбой срочно перечислить деньги на указанный номер телефона или карты. Мошенники и тогда и сейчас играют на основных слабостях «среднего» человека. А именно на жажде наживы — слабости к лёгким деньгам, «любви к халяве» и на страхе. В первом случае жертве предлагается получить кредит, компенсацию или другие начисления «просто так» и почти без затрат, во втором случае — жертве сообщается, что его «карта заблокирована», или что «его деньги со счёта украдены». Нередко сообщения начинаются со слов «срочно оплатите счёт» или «ваш родственник попал в беду».

"Когда человека поймали на крючки «халява» или «страх», он становится более внушаемым, им легче манипулировать. Мошенники действуют очень быстро, чтобы не дать жертве времени осознать ситуацию. И успеть отыграть назад", - заметил Сычёв.

Также он рассказал о популярной схеме, когда два человека обмениваются картами и разъезжаются в разные страны. Вернувшись, мошенники заявляют банку, что не совершали операций, поскольку были в этот момент в другой части света.

Сегодня самым распространённым способом жульничества является привлекательное предложение о кредите — на крупную сумму с низкой процентной ставкой. Преступники звонят потенциальной жертве от лица якобы банка и сообщают об одобрении кредита, но, ссылаясь на то, что в его городе нет представительства банка или на другую причину, просят перевести деньги — якобы за комиссию за предоставление кредита.

"Вы не поверите, но мы сталкивались с историями, когда люди переводили по 50-80 тысяч рублей комиссии за обещанный кредит на 300 тысяч рублей", - сообщил собравшимся представитель Банка России.

Задача преступников — подвигнуть жертву к самостоятельным действиям — чтобы человек самостоятельно сделал перевод средств. Это очень важный нюанс, поскольку в дальнейшем доказать, что это не вы, а преступники, перевели деньги невозможно. И правоохранительные органы, и суды зачастую оказываются бессильными что-то исправить.

По словам представителя ЦБ, главными маркерами, по которым можно со 100-процентной вероятностью определить преступника, являются просьбы перевести деньги ещё за неоказанную услугу и просьбы сообщить реквизиты карты, включая пин-код.

Современный, по словам Сычёва, тренд — резкое омоложение потенциальных жертв. Ими всё чаще становятся молодые люди до 40 лет. Причина — излишнее доверие к интернет-технологиям и активность в социальных сетях. Преступники, не прилагая усилий, получают информацию о наличии денег и имущества, о планируемых поездках - вплоть до времени, когда они будут отсутствовать дома.

"Представьте себе, что вы ходите по улице с фотографией, под которой подписано, что вы отдыхаете на море или купили квартиру или автомобиль. В социальных сетях происходит то же самое — вы сообщаете неограниченному кругу лиц и часто незнакомым людям о своих финансовых достижениях, личных успехах и так далее", - пояснил Артём Сычёв.

Тренд этой весны и начала лета — фишинговые сайты по продажам билетов для сбора данных с карт болельщиков и установка скимингового оборудования на банкоматы.

Представитель Банка России рекомендует покупать билеты на матчи только на сайте ФИФА, поскольку все другие сайты — жульнические. Стоит также обращать внимание на посторонние устройства на банкомате — накладки на клавиатуру, видеокамеры, накладки на картоприёмник. Нельзя пользоваться некорректно работающими банкоматами, банкоматами в надёжных местах. В случае проблем нужно звонить по номерам, написанным на банкомате или на карте. И ни в коем случае не принимать помощь от посторонних.



Возврат к списку